Газета для акционеров и эмитентов
|
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Гецьман Максим
Заместитель генерального директора АО ВТБ Регистратор по основной деятельности


01.11.2017

Электронное голосование. Итоги сезона годовых собраний 2017 г.

«Голосуй, или проиграешь!» Все мы помним этот призыв из недалекого прошлого. Давайте представим: а что если бы тогда можно было голосовать удаленно, не выходя из дома — через сайт, зайдя на него с помощью портала Госуслуг и заполнив там бюллетень простым нажатием кнопки! Каково было бы количество принявших участие в голосовании?

Федеральным законом № 210-ФЗ с 1 июля 2016 г. значительно изменилась корпоративная процедура взаимодействия учетных институтов между собой и с владельцами ценных бумаг, чьи права они учитывают. При этом без электронного документооборота тут явно не обойтись.

Цели постепенной модернизации законодательства предполагают:

  • получение акционером информации от эмитента через учетный институт, т. е. через того, кто ведет учет его акций;
  • направление акционером документов и информации эмитенту в рамках реализации своих прав также через учетный институт;
  • сокращение бумажного документооборота и внедрение электронного, более удобного и быстрого взаимодействия между акционером, учетным институтом и эмитентом, предусматривающего, в том числе, возможность удаленного участия в общих собраниях акционеров посредством электронного голосования на сайте.

Завершился первый сезон годовых собраний акционеров после вступления в силу изменений в части электронного голосования. Можно подвести первые итоги.

Сразу следует сказать, что электронный документооборот давно уже используется учетными институтами. Электронное взаимодействие между регистраторами и депозитариями стало развиваться еще в 2007 году. Например, ВТБ Регистратор в феврале 2007 г. одним из первых перешел на электронное взаимодействие с НРД (в тот период — НДЦ).

Дальнейшее развитие привело к тому, что было налажено электронное взаимодействие и с крупными владельцами акций. До недавнего времени электронное взаимодействие касалось только учета прав на ценные бумаги, и никак не использовалось применительно к реализации акционерами своих прав.

Прежде чем реализовать свое право голоса, необходимо получить информацию. Принято считать, что активная часть акционеров держат свои акции в депозитарии, торгуют акциями, взаимодействуют со своим депозитарием, брокером.

Для таких акционеров требование о доведении информации о собрании и материалов по вопросам повестки дня собрания через депозитарии введено в законодательство еще в 2013 г. Так,  сообщение о созыве и материалы для ознакомления  должны быть направлены в электронном виде в адрес номинальных держателей, на счетах которых есть ценные бумаг. Аналогичные требования содержатся в отношении отчета об итогах голосования.

Получив указанные документы, номинальный держатель должен передать эту информацию далее, и так до конечного владельца.

Все это призвано содействовать тому, чтобы владелец акций получал информацию о собрании заранее, мог ознакомиться с материалами и, основываясь на достоверной информации, принять для себя то или иное решение. Однако законодатель не описал, в каком виде и как эта информация должна быть доведена до акционера самим депозитарием. Да и вводя такие изменения, законодатель не установил аналогичные правила для направления информации акционерам, учитывающим свои права  в реестре акционеров. 


ПРЕИМУЩЕСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ ДЛЯ ЭМИТЕНТОВ:

  • Снижение расходов за счет исключения рассылки информации на бумажных носителях
  • Ускорение процесса подсчета голосов
  • Соблюдение Кодекса корпоративного управления
  • Увеличение количества участников собрания и кворума
  • Удобный сервис для акционеров
  • Акционеры вовлечены в корпоративную жизнь общества

Возможность проголосовать через свой депозитарий появилась в акционерном законодательстве еще в августе 2014 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ.

Процедура голосования при этом внешне упрощена: необходимо получить через свой депозитарий некий «бланк» бюллетеня и потом также через свой депозитарий передать эмитенту заполненный бюллетень. Можно назвать это, если угодно,  принципом «одного окна». Однако следует отметить, что законодатель не обязывает депозитарий оказывать такую услугу акционерам – своим депонентам. Процедура получения «бюллетеня» и голосования через депозитарий определяется в договоре с депозитарием. Если депозитарий предоставляет такого рода сервис, может получиться некое квазиэлектронное голосование — акционеру необходимо по-прежнему идти к своему депозитарию с бумагой, да еще платить значительную сумму (в среднем 1500 руб.).

Отметим, что в п. 20 Кодекса корпоративного управления, одобренного в начале 2014 г. Правительством РФ и рекомендованного Банком России к исполнению эмитентами, обществу рекомендуется создавать системы, позволяющие акционерам принимать участие в голосовании с помощью электронных средств, например путем заполнения бюллетеня для голосования в электронной форме на сайте. И тут совершенно не важно, есть ли номинальный держатель, как он доводит информацию акционеру, дает ли он возможность проголосовать «электронно» с использованием его сервисов или «на бумаге» и какова стоимость его услуг. Безусловно, самостоятельно создать такие системы эмитенту, особенно небольшому обществу, крайне сложно и накладно. Такую задачу, как правило, выполняют регистраторы.

Именно в 2014 году, еще до появления Закона 210-ФЗ, ВТБ Регистратор, увидев обратную сторону квазиэлектронного голосования через депозитарии и проблемы каскадного доведения информации, начал разработку собственной системы удаленного электронного голосования. Так было создано ПО «Портал Собраний», а в личном кабинете у акционера появилась возможность ознакомиться с материалами собрания и заполнить электронный бюллетень.



услуги для ао